Главная Карта

Лоция и техническое описание маршрута по реке Уксунйоки.

Команда СТК "ФОРТИС" МГТУ "МАМИ",
набережная г. Петрозаводск

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.


4 мая (6 день).

Ночевали на северо-восточной оконечности озера Сальменьярви у лесной дороги. В 12-25 встали на воду. Озеро протяженностью несколько километров редкими местами покрыто льдом. Правда, он достаточно тонок, и сломать его особого труда не составляло. Через 55 минут подплыли к выходу из озера и автомобильному мосту. Зазор между водой и мостом достаточно мал, но пригнувшись можно под ним проплыть. Озеро Уканярви (сразу за мостом) проплыли также достаточно быстро (за 1 час и 10 минут), так как дул приличный северный ветер (в спину).
    Река за озерами достаточно спокойная с небольшим течением. Этот район более посещаем туристами, частенько попадаются их стоянки. Заторов на реке больше не попадается. С 15-35 до 17-05 останавливаемся на обед (на левом берегу). Далее река разлилась наиболее сильно. Лес практически полностью ушел под воду. Здесь место для стоянки найти достаточно проблематично. Река начинает сильно петлять, изредка попадаются препятствия в виде поваленных деревьев.
    До 21-15 в основном "сушим" вёсла. Течение достаточно быстрое, около 7 км/ч. Затем течение ускорилось ещё, и появились небольшие шиверы. Проходим два маленьких порога. В 22-10 сразу за вторым порогом на левом берегу останавливаемся на ночевку (практически единственное, но очень удобное место для стоянки).
    Погода. Всю ночь шел дождь и благодаря этому, было относительно тепло. Утром тучи рассеялись и до обеда светило солнце. Во второй половине дня небо вновь заволокло облаками. Дневная температура составила +8° С

5 мая (7 день).

Отплыли из лагеря в 11 часов утра. Сразу проплыли последний порог из каскада. Весь каскад легкий для катамарана и просмотра не требует. Далее река опять спокойна, а лес опять уходит под воду. Препятствий на этом участке нет. В 14-20 подплываем к старому разрушенному мосту, на месте которого образовался небольшой завал длиной метров тридцать. Легко обносится по левому берегу. Здесь отличное место для стоянки. Делаем привал на обед. Со стоянки уходим в 15-55.
    Относительно интересен следующий участок реки длиной приблизительно в семь километров (до автомобильного моста). На этом участке проходим пять порогов идущих по нарастающей. Просмотра эти пороги не требуют. К мосту подплываем в 16-50
    У железобетонного моста относительно сложный порог (Мостовой 2) требующий просмотра и страховки. Сразу за левым пролетом моста приличная бочка, которая может задержать катамаран. Перед мостом остров, загораживающий вид на него. Пройти этот порог нам не удалось, так как в это время зазор между водой и мостом был слишком мал, и пройти под ним на наших катамаранах было невозможно. Обнесли мост с левой стороны. После этого порога на протяжении пары километров достаточно сильное течение с небольшими шиверами. Приблизительно пять километров до впадения в Уксунйоки реки Пенсанйоки мы проплыли буквально за полчаса. Останавливаемся на ночь на стрелке (время 19-35).
    В течение дня встретили несколько групп туристов.
    Погода. Ночью заморозков опять не было, температура опустилась до +2° С. К обеду сильно потеплело, воздух прогрелся до +14°С. В остальном погода была неустойчивая, то светило солнце, то накрапывал дождик

6 мая (8 день).

Устраиваем полудневку и со стоянки отплываем только в 17-50. Через 20 минут проплываем замытый порог (от него осталось лишь небольшое волнение). В 19-25 подплываем к разрушенному мосту, на месте которого образовался несложный порог. На всем пройденном участке с последнего места стоянки много хороших мест для остановки на привал или ночлег. Часто попадаются стоянки со скамейками и столами (например, у разрушенного моста). Русло реки постепенно расширяется, берега становятся выше.
    В 20-10 справа по течению реки проплываем небольшое озеро. На этом участке часто встречаются вырубки, редколесья и заболоченные низменности. В 20-40 подплываем к большому острову. Обходим его справа, так как здесь шире русло, хотя, можно было бы проплыть и слева (это несколько сократило бы путь). В 21-10 подплываем ко второму острову. Его обойти можно только справа. Вдоль всего острова порог длиной приблизительно 400 метров. Для катамарана порог сложности не представляет и просмотра не требует. После прохождения порога останавливаемся на острове на ночевку.
    Погода. Ночь опять выдалась теплой, но поднялся сильный ветер, который дул в течение всего дня. Временами накрапывал дождь и шел небольшой град. Дневная температура составила +9° С.

7 мая(9 день).

Снялись со стоянки в 13-50. В течение часа река была спокойной за исключением нескольких шивер. В 15-05 подплыли к первому падуну (порог "Розовый Бегемот"). Ориентир: на входе в порог небольшой остров, шум падуна слышно метров за 150.Чалиться к правому берегу метров за 20 до слива, на этом берегу отличная стоянка со столом и скамейками. Порог представляет собой два слива, разделенных островом. Слева крутой 2х метровый слив с отбойным валом посередине, далее большая мощная бочка. Страховку здесь лучше организовать с левого берега морковкой и за островом - с катамарана. Справа более пологий 2х метровый слив, за ним небольшая бочка, страховку лучше организовать с воды сразу за островом. Мы прошли по правому берегу, т.к. из-за большой воды слева слишком большая бочка .
    После первого падуна река разливается и метров через 200 - второй падун (порог "Мельница"), требующий обязательного просмотра. Перепад высот около 2,5 метров. Он представляет собой слив неправильной формы, за ним правее косая мощная бочка, слева отбойник. Проход ближе к левому берегу. Страховку лучше организовывать с левого берега морковкой, с воды - как слева, так и справа в уловах. При ударе о бочку на катамаранах № 1 и 2 порвало несколько упоров и одного человека выбросило за борт. До нас здесь кильнуло 2 катамарана двойка. Прохождение порога закончили в 17-15.
    Через 35 минут дошли до третьего падуна (порог "Каньон"). Этот порог является самым красивым из всех четырех. Он начинается 200т метровой шиверой и заканчивается сливом около 2,5 метров, пологим слева и крутым справа. В центре него большая мощная бочка с огромным котлом. Чалиться лучше заранее, перед островом на правом берегу. По этому берегу идет дорога, очень удобная для обноса. Здесь останавливаемся на правом берегу, хотя стоянку на этом участке реки можно делать практически в любом месте. Берега в этих местах высокие и река не разливается. Хорошая стоянка на правом берегу прямо над порогом.
    Погода. Температура ночью +2° С, днем +10° С. Переменная облачность.

8 мая (10 день).

До 16 часов все силы были брошены на прохождение порога. Без особого труда порог можно пройти, держась левого берега, как и сделали два первых катамарана. Здесь струя быстро проносит через порог (главное чтобы не затянуло в бочку справа). По центру и справа после слива попадаешь в умопомрачительный котел. По этому пути пошел катамаран № 3. Прорваться через бочку не удалось, и катамаран продержало в котле около 8 минут. Катамаран вытащили при помощи морковки, со страхующего катамарана, стоявшего чутъ ниже по течению. Страховка с берегов осложнена и возможна только с левого берега. У катамарана после прохождения порога была сильно расшатана и перекошена рама.
    Стоит отметить, что через эту бочку смог пройти спортивный катамаран двойка, предварительно поболтавшись в котле около двух минут, а спортивный катамаран четверку разломало в этом котле на части
    За падуном река разливается и через 100 метров начинается череда шивер, которые продолжаются до четвертого падуна.
    К 16-40 подплыли к четвертому самому сложному падуну (порог "Храмина"). Чалиться лучше до начала заходной, довольно таки мощной шиверы (около 300 метров) к правому берегу. По нему идет дорога, удобная для обноса. Порог представляет собой слив 3,5 метра с громадной мощной бочкой по центру. Справа отбойник от скалы, слева камни. За этим идут косые бочки. Порог заканчивается километровой шиверой. Страховка с воды здесь невозможна из-за мощного течения, с берега - с левой стороны морковкой. Этот порог мы решили обнести. Тем не менее, при сильном желании по левой стороне порог все же проходим. Перед нами порог проходила группа на спортивных катамаранах. Два катамарана прошли успешно слева, а "двойка" пыталась пройти справа, но её стянуло в центр котла и кильнуло. После порога отличное место для стоянки (стол, скамейки) и мы останавливаемся на ночлег.
    Погода. Ночью температура около +3° С, днем +12° С. Переменная облачность.

9 мая (11 день).

В 12-15 встаем на воду. Вниз по течению на протяжении нескольких километров сильное течение и сплошные шиверы. Через 40 минут река успокаивается и в течение последующего часа вода спокойная. Леса по берегам редеют и появляются небольшие поля. Примерно за 1 км перед поселком - последний порог. Несмотря на то, что он несложный - главное не расслабляться. Две небольшие бочки могут вполне перевернуть катамаран. Через 500 метров после порога высаживаемся на левом берегу за ЛЭП (время 14-20) и разбираем катамараны. Здесь в отличие от правого берега есть возможность приготовить на костре обед. Дальше сплавляться не имеет смысла, т.к. следом идет разрушенная плотина и по нашему описанию пройти там невозможно. До поселка Уукса и автодороги отсюда 15 минут хода (здесь есть продовольственный магазин); до ж/д станции - 20 минут по проселочной дороге.
    Поезд до Лодейного Поля ходит раз в сутки и проходит через Ууксу в 18-10. В Лодейное Поле поезд прибывает в 22-45 (стоимость билета 23 рубля в общий вагон; покупать у проводника). Проходящий поезд № 181 Мурманск - Москва прибывает в Лодейное Поле в 23-03 и отправляется в 23-30. Во время стоянки билеты на поезд не продаются, и пришлось договариваться с проводниками. В Москву поезд прибывает на следующий день в 12-30.
    Из Ууксу также можно уехать в 14 часов на автобусе на Петербург через Лодейное поле (цена билета 70 рублей).

Подъезд и отъезд с маршрута

Подъезд:
    Поезд № 182 Москва - Мурманск. Отправление 19 ч. 28 мин. Прибытие в Петрозаводск 10 ч. 30 мин. От Петрозаводска до реки можно нанять машину
    Отъезд:
    Поезд от пос. Ууксу до ст. Лодейное поле в 18 ч. 10 мин., прибытие в 22ч. 45 мин. или автобус из пос. Ууксу до Питера через Лодейное поле, отправление в 14ч. 00 мин. (цена билета 70 рублей). От ст. Лодейное поле до Москвы поездом
    Расписание поездов в Лодейном к Москве (1997г)
343 Мурманск - Москва14 - 40 ежедн.
107Мурманск - Новороссийск 17 - 48 четные
15Мурманск - Адлер19 - 44 пн. ср. пт.
181 Мурманск - Москва 22 - 31 ежедн.
17Петрозаводск - Москва21 - 46 ежедн.
139 Мурманск - Симферополь 23 - 46 ср. сб

Аварийные сходы с маршрута

Пос. Райконкоски, мост между озерами Салменьяри и Уксиярви и мост, находящийся в 5 км выше по течению от впадения реки Пенсанйоки. Из этих пунктов можно уехать, поймав машину. На мостах они ездят довольно часто. Вдоль падунов по правому берегу идет дорога, выходящая в пос. Ууксу.

Выводы и рекомендации

Сплав до поселка Райконкоски не имеет смысла, т.к. на всей протяженности реки сплошные завалы и очень много времени тратится на обнос. Маршрут лучше начать с моста между озерами Салменьярви и Уксиярви. У моста хорошие стоянки. Ставили сети два раза, но ничего не поймали, хотя местные говорят, что рыба есть, так что может быть Вам повезет больше. Все четыре падуна, а также порог Мостовой 1 (пос. Райконкоски) и Мостовой 2 требуют обязательного просмотра и страховки. В поселке Ууксу дальше ЛЭП идти не стоит, т.к. за плотиной порог не проходим. Этот маршрут мы советуем, как тренировочный туристам - водникам с опытом прохождения рек 3 - 4 к.с.

[ Назад ]

Главная Карта

Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU


Hosted by uCoz