Башкирский областной совет по туризму и экскурсиям
Спортклуб "Мустанг"
Лоция и техническое описание маршрута по реке Охта. (Олег Никифоров
oleg@railway.ufanet.ru)
1. Туристская характеристика района
Природные условия, ландшафты и исторические памятники обусловили популярность Карелии как одного из крупных центров туризма,
особенно водного, так как все озера и большинство рек Карелии пригодны для проведения путешествий на байдарках, катамаранах,
плотах. По Ладожскому и Онежскому озерам проходят линии речного пароходства.
В Карелии самой природой созданы уютные уголки, отвечающие требованиям туризма: питьевая вода, сухие
поляны, покрытые толстым слоем мха и вереска и сухие дрова для костра. Здесь можно проводить походы: пешеходные до 3 категории
сложности, водные и лыжные до 4 категории сложности. Наличие рыбы в водоемах, ягод и грибов в лесах делают летние походы
еще более интересными. Однако, отправляясь в путешествие, необходимо знать об ограничениях
и запретах ловли рыбы в ряде водоемов.
Здесь интересно и тем туристам, которые желают ознакомится
с памятниками истории и культуры. Мировую известность имеет, например, архитектурный ансамбль на острове Кижи (куда можно доехать
на скоростном теплоходе из Петрозаводска), Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам и другие объекты.
Хотя реки Карелии имеют частые и продолжительные плесы,
многочисленные большие и малые озера на своем пути, но ярко выраженные перепады в рельефе создали пороги, интересные для водников
в спортивно-техническом отношении. Наиболее популярные
маршруты - по рекам Охта, Чирка-Кемь, Выг, Суна, Шуя, Кереть.
Естественные препятствия на данном маршруте - пороги и озера. Искуственные препятствия - это лотки на
выходах реки из озер и при впадении реки в озера. Лоток - деревянное сооружение плотины,
построенный для поднятия воды при лесосплаве. Сейчас лотки сильно разрушены и продолжают разрушаться. Необходим просмотр
всех плотин и лотков. Много порогов естественного характера, у которых перепад в рельефе не виден с воды, т.е. пороги имеют
ступенчатый характер.
Объекты осмотра на маршруте: музей туристических мыслей,
ненужного сельскохозяйственного и спортивного инвентаря в заброшенной деревушке Лежево на правом берегу одноименного озера;
"Остров добрых духов"- музей деревянного зодчества туристов под открытым небом на озере Вороньем.
Природная достопримечательность - пороги "Кивиристи" и "Тютерин" - пороги водопадного типа.
Сложность маршрута и насыщенность препятствий вполне соответствует маршруту третьей категории сложности.
Причем пороги на реке - дело привычное, а вот преодоление озер, огибание различных мысов при сильном встречном ветре оказалось довольно
трудным испытанием для всех. Причем грести иногда приходилось с полной выкладкой в течении часа, в противном случае все
старания по передвижению вперед могли оказаться напрасными. На озерах для безопасности движения при большой волне экипажи
старались не отдаляться, пережидали при необходимости шквальные ветры, при приближении грозы старались зачалиться в более
надежных местах ( не на открытой местности ).
2. Техническое описание маршрута
При изложении за основу принят картографический материал, из отчета по реке Охта. Н.А. Бабикова,
г.Стерлитамак, 1985г.(560В в библиотеке т/к "Орион"), как
более верный, чем материалы других отчетов (по нашему мнению). Сохраняя нумерацию препятствий на маршруте в целом,
в нашем отчете приводится описание с некоторой коррекцией, что окажется полезным для других групп при путешествиях по р.Охте.
Описание маршрута дается для условий средней воды. Маршрут можно разделить условно на два участка.
2.1. Первый участок:
Мост на 25-м км - препятствие 25. Протяженность участка - 133 км.
Этот участок характеризуется преобладанием озерной части, проток со слабым течением, лотков, разрушенных плотин различного
рода, рыбалкой, различными культурными достопримечательностями. Этот участок требует наибольших физических усилий, что связано,
естественно, с пересечением множества озер самых различных размеров.
Первая часть маршрута у нас началась от нового автодорожного деревянного моста на р.Охта, 21-й км,, куда мы приехали в
середине дня из г.Беломорска на автомашине трансагенства через Сосновец, Пушной, Лехта, Летнее озеро . Мост, очевидно,
построен недавно, в изученных нами отчетах о нем нет упоминаний Здесь в 1990 г. приняло старт 95% групп зтого маршрута. В день
машины трансагенства г.Беломорска привозят сюда по 3-7 групп. Заезжая сюда вместе
многие группы так и идут параллельно. За мостом, на левом берегу, есть несколько полянок, где можно переночевать, но не более, т.к.
здесь множество комаров, слепней, так как весь ветер идет как бы над лесом. Сбор судов все группы ведут, как правило, прямо на
дороге, так как движение здесь не слишком интенсивное. Местные жители практически не встречаются, за исключением лесников,
которые 1 раз в день проезжают эдесь на мотоцикле "Урал" и грозят чтобы не рубили молодой лес. Дров и строительного материала для
каркаса катамарана достаточно. Но предпологая катание на пороге "Кивиристи" и других порогах мы привезли с собой дюралевый каркас,
более легкий. Покатавшись выше моста отсюда мы начали активную часть нашего маршрута.
Практически сразу за мостом препятствие 6, представляющее собой несложную шиверу в быстрой протоке шириной 7-8 метров.
Прошли по центру, сходу, без осмотра.
За препятствием 6 река расширяется, принимает вид озера. Течение исчезает, его направление угадывается только по наклону
травы под водой.
[ Вперед ]
|