Башкирский областной совет по туризму и экскурсиям
Спортклуб "Мустанг"
Лоция и техническое описание маршрута по реке Охта. (Олег Никифоров
oleg@railway.ufanet.ru)
Самое обидное, что все съемки сделаны в условиях очень плохой погоды - постоянный дождь. А
когда мы уходили с "Кивиристи" вышло солнце и каньон снизу, от стоянки мы увидели совсем в других красках. Было впечатление,
аналогичное тому, когда одни и те же кадры смотришь сначала в черно-белом изображении, а затем в цветном.
Далее, препятствие 32 - порог "Черный" - расположен в 1,5-2км ниже "Кивиристи". Представляет собой мощную шиверу длиной
около 250 м. Вошли в препятствие по центру, между двух камней. На выходе огромный камень по центру струи, обошли его с левой
стороны. Прошли осторожно тандемом, сходу.
Препятствие 33 - порог "Белый" - мощная каменистая шивера длиной 200 м, образованная сужением реки. Вход опять же между
двух камней по центру. Слив 0,8 м. Дальше шли по основной струе, избегая камней. На выходе справа - острый зуб. Обошли прижимаясь
к правому берегу.
Препятствие 34 - Печка-порог. Река здесь делает зигзаг, сначала левый поворот, потом правый, потом снова левый. Ориентир
- огромная глыба в правой части реки на правом повороте. Метров за 50 до глыбы, зачалились, осмотрели препятствие по правому берегу.
Река вся перегорожена наискось полуподводными камнями, проходы есть, но только по двум гладким сливам высотой 1-1,5 м.
За каждым сливом - небольшая бочка и стоячие валы 0,5-0,8 м. Оба судна прошли по левому сливу.
Препятсятвие 35 - порог "Петрушка" - шивера средней сложности на левом повороте реки, Прижим на камни у правого берега.
На выходе множество камней. Прошли тандемом без осмотра, лавируя между камней.
Препятствия 36 - 41 представляют собой шиверы, перекаты, иногда с валами до 0,5-0,9 м. Прохождение этих препятствий требует осторожности во избежании посадки на мель или на отдельные
камни, которых очень много. Прошли тандемом без осмотра, как правило по центру струи, ориентируясь по обстановке.
Далее, до препятствия 42 - долгая изнурительная гребля. Течение очень слабое, зато неплохая рыбалка. Тишина, только изредка уже слышен шум от автострады Кепа-Кемь. В целом, на участке
препятствие 34 - препятствие 42 стоянок нет, берега низкие заболоченные. Комары, гнус.
Препятствие 42 - порог "Тютерин". Его шум слышен "белой" ночью за 1,5-2 км. Ориентир - ровная поляна на косогоре на левом
берегу и завал из бревен и камней на правом. Порог представляет собой дамбу, образованную естественными плитами, уложенными
поперек реки. Общий перепад в сливе - около 2,5 м. Но если на выходе плиты лежат более менее ровно, то на входе края плит
торчат, и на этих зубьях чаще всего бывают завалы.
На выходе из слива несколько пенных "бочек" и валы до 1м. Порог заканчивается каменистой шиверой длинной около 50 м. Плиты в самой левой части порога - голые, воды 2-3 см. По центру - вода
есть , но зубья в разных местах. Справа - воды много, но сплошные зубья. Прошли обоими судами исходя из критерия -
максимум воды при минимуме зубьев, т.е. лавируя между зубьями и стараясь не сесть намертво на плитах. Две "морковки" были поставлены ниже порога на левом берегу. После первого
прохождения желания сделать второе не возникло, не хотелось рвать суда на этом наждаке. Но место в целом прекрасное и мы решили сделать здесь дневку. Дрова были напилены на правом берегу,
а чуть выше основного слива непосредственно у воды, на плитах была сделана отличная баня. За день прошло несколько групп, и
они были искренне рады за нас. Но только основная масса делает здесь обнос, все берегут "мат.часть". Проходили и чехи здесь при
нас. К концу маршрута мы настолько сдружились, что они позволили сделать нам несколько прохождений порога на чешской надувной
байдарке в чешских спасжилетах и касках. Качество, эстетичность и элегантность снаряжения группы из Чехословакии выше всяких
похвал.
Препятствие 43 - порог "Курна". Представляет собой довольно сложную узкую и каменистую шиверу длинной 100-150 м с сильным
течением. На входе - сужение реки двумя огромными плитами, проход узкий - 3,5-4 м. Далее извилистая струя бьет в камни левого
и потом правого берегов. На выходе из порога - плиты и камни у левого берега. Для короткого осмотра чалились на правый берег и
затем тандемом прошли по основной струе, уходя от прижимов.
Препятствие 44 - порог "Охта". Ориентиром входа служит поляна на правом берегу и то, что русло реки целиком перегорожено
грядой камней и бревен. Есть несколько проходов, но они узкие. Войти можно только у левого берега через слив 1м. Дальше струя
бьет в левобережные камни. Потом идет мощьная шивера длиной 450-500 м со множеством камней и беспорядочными косыми валами
высотой до 1,5 м. Осмотр по правому берегу до конца порога обязателен. Прохождения начали на "четверке" в составе: Тиракьн
С.А., Чайникова Г.Н., Любимов С.В., Перескоков Ю.А.. Зашли в слив, на входе удерживая курс чуть вправо, чем избежали навала на камни левого берега. Далее шли по основной струе,
работая дружно, весело, с визгами и криками, понимая, что зто последний порог на реке. Прошли чисто, с удовольствием. "Двойка"
прошла несколько хуже, так как избежать навала на левобережные камни после первого слива не удалось. Но вовремя сделав "балеринку" влево, сползли с камней и дальше все было нормально.
Через 3-4 км от порога "Охта" река Охта впадает в реку Кемь. Бревен на Кеми не было и мы вдоль правого берега дошли
почти до ГЭС . Здесь есть несколько характерных полян, с которых все уходят. Дрова мы привезли с собой, но здесь было
много каркасов, можно было и не брать. Последний снимок сделан у автобуса маршрута "Подужемье - Кемь".
Маршрут в целом оставил приятное впечатление. Причем, если увеличить его продолжительность на 2-5 дней, сделать дневки на
крупных озерах, то он превращается из спортивно-развлекательного в прекрасный маршрут для семейного туризма с обширной культурной
программой.
Рекомендовать другим группам можно только одно - брать с собой накомарники и другие средства от комаров.
Тогда путешествие будет более комфортным.
Обзор репеллентов, проверенных в "боевых" условиях, можно здесь.
[ Назад ]
|